Июль 1976 года. Город Ленинград. Мы, выпускники 4-й роты Ленинградского высшего военно-топографического Краснознаменного ордена Красной звезды училища, успешно сдавшие государственные экзамены, в количестве 106 человек (в 1972 году в роту было зачислено 120 курсантов) готовимся к торжественному построению. Рядом со мной, никогда не унывающий, вечно веселый и способный шутить по любому поводу, неимоверно выросший (наверное, более чем на 20 см) за время учебы Володя Лялюк уже щеголяет в новенькой парадной форме цвета морской волны. С другой стороны – Сережа Савин, наш «Доцент Белый», невозмутимый, всегда очень спокойный, умеющий отдыхать даже в строю, что-то подшивает на парадном кителе. Николай Трофимов, Саша Костюшенко, Расим Рахматулин и Джумбери Инцкирвели - наш «Кадет» с парадной формой уже справились и примеряют повседневную. Мы все как на иголках – ждем выпуска, вручения дипломов и удостоверений, а главное – приказа о распределении. У меня иголок в два раза больше чем у других. Перед госэкзаменами отправил жену к родителям в Казатин, со дня на день ждем рождения нашего первого ребенка.
Но вот и команда строиться в актовом зале. Весь выпуск в составе 4-й и 3-й рот застыл в строю. Председатель государственной комиссии генерал Н.Воронков поздравил выпускников. Объявлен приказ МО СССР о нашем выпуске и присвоении нам первых офицерских званий «лейтенант», вручены документы. И вот он самый долгожданный приказ о нашем распределении.
Вместе с Бухаевым Сергеем, Костюшенко Александром, Лялюком Владимиром, Трофимовым Николаем, Башиловым Евгением и Елисеевым Александром я зачислен в распоряжение Командующего Закавказским военным округом.
Месяц отпуска пролетел как один день. Главное событие в этот период – рождение дочери.
И вот, проведя ночь в аэропорту Борисполь, первым рейсом вылетаю в Закавказье. Проведя более двух часов в самолете, выхожу в аэропорту Тбилиси. Где-то вдалеке в дымке видны горы. Солнце почти в зените. Аэродромное покрытие раскалено, кажется подошвы начинают гореть. Тепло, очень тепло. А я в парадной форме, застегнутой на все пуговицы, подпоясанный парадным ремнем, да еще и в сапогах. Довольно быстро добираюсь до штаба округа, оформляю пропуск и вот уже жду приема начальником топослужбы полковником А.Шкаликовым. Здесь же встречаю своего однокурсника Сашу Костюшенко. Оба мы получаем назначение в 50-й топогеодезический отряд, дислоцирующийся в городе Казах Азербайджанской ССР.
Прибыв на автовокзал города Тбилиси и купив билеты до Казаха, мы с Костюшенко А. выпили наверное литра по три воды, которая тут же наши организмы и покинула через все имеющиеся поры. Путешествие автобусом в Закавказье это тема особая. Помните наши старые добрые ЛАЗы? Дышать нечем, хотя все окна и люки открыты, все взрослые мужчины курят, автобус забит до отказа людьми и какими-то мешками, коробками, ящиками, сумками - люди с рынков возвращаются. Все громко разговаривают на своем, нам совершенно непонятном языке, что-то обсуждают, о чем то спорят. Шум и гам такой, что и мотора не слышно. Но мы едем и даже довольно успешно поднимаемся на Руставский перевал.
"Красный мост"
Остановки довольно часты, все они по просьбам пассажиров, кому, где надо - там водитель и останавливается. Более чем через час пути в автобусе затихает, слышно как произносится фраза «Храмчай» ничего не значащая для нас. Спросив соседа выясняем, что мы прибыли на грузино-азербайжданскую границу, проходящую по реке Храмчай и сейчас будем переезжать знаменитый старинный Красный мост, который был построен еще во времена царицы Тамары и два поста ГАИ - Грузии и Азербайджана. Водитель автобуса быстро «урегулировал» все формальности на двух постах и вот мы уже в Азербайджане.
Поразила дорога – довольно хорошего качества, обсаженная огромными деревьями за которыми видны были необъятные виноградники. В некоторых местах проводился их полив путем пуска воды из арыков по межрядьям – впервые такое увидели. Через некоторое время пейзаж изменился на степной, а местами и на пустынный с какими-то сопками по правой стороне движения. Затем вновь виноградники.
И вдруг, прямо нам навстречу взлетает самолет. Сначала как-то опешили, увидев его. Через секунду поняли, что это памятник –старый добрый МИГ на постаменте. Вот и Казах или Газах, как говорят азербайджанцы, ведь буквы К в их алфавите нет.
Ну, здравствуй Кавказ! Подумал ненадолго, ну на пять лет. Оказалось до ноября 1992 года!
От автовокзала до КПП части, у которого росли огромнейшие чинары, добрались пешком вместе со своим багажом, благо какой-то человек подсказал, что идти то метров 300. Доложили дежурному о прибытии, и через некоторое время нас провели к командиру части Соплину Николаю Петровичу. Выслушав наши доклады, внимательно посмотрев на нас и видимо, сделав какие-то выводы, командир дал нам команду следовать в жилой городок, располагаться, а завтра с утра – на службу.
В кузове дежурного автомобиля ГАЗ-51 мы и прибыли в жилой городок – уютный, чистенький, с большим количеством зеленых насаждений. Разместили нас в так называемой гостинице – одной из трехкомнатных квартир 40-квартирного дома, где уже были наши ребята, прибывшие ранее нас. Комендант городка, супруга командира, даже принесла нам ужин – картофель и салат из множества различных овощей и зелени. Набрав в ванну запас воды, которую подавали в определенное время, поужинали и попытались отдохнуть. Жара, все окна настежь, простыни смочили водой, чтобы хоть как-то ощутить пусть и временную прохладу. В общем, первая ночь Казахе запомнилась на всю жизнь.
Елисеев А., Шаболдов С.
Со следующего дня началась моя служба в 50 ТГО. Нас, молодых офицеров, ознакомили с Боевым путем части, её историей, традициями, с задачами и заданиями, стоящими на летний период полевых работ, рассказали о местных особенностях и традициях. Провели ряд занятий, вооружили нас табельным оружием, документами и инструментами. Каждого из нас определили в какое-то подразделение. Так Саша Елисеев и Володя Лялюк должны были убыть в группу Юрия Дмитриевича Землякова, выполнявшую работы в районе Батуми, а нас с Сашей Костюшенко направляли во второе топографическое отделение, дислоцировавшееся в г. Очамчире и выполнявшее обновление топографических карт. Прибывшие вместе с нами выпускники других училищ получили свои назначения: Сережа Митрохин – командира взвода связи, Юра Балянин – начальника продовольственно-вещевой службы, Юра Копалейшвили – заместителя командира роты ТГО по политической части и Раймонд Малаховский – начальника медпункта.
Из гостиницы нас всех переселили на так называемый «холостяцкий проспект» в четырех квартирный сборно-щитовой финский домик.
В первые же дни пребывания в отряде, мы познакомились с теми нашими сослуживцами, которые находились в это время в пункте постоянной дислокации. Это заместители командира
майор Гелажис Владимир Антонович и
подполковник Михнев Анатолий Тимофевич,
майор Черналевский Георгий Константинович - старший инженер отряда,
исполнявший обязанности начальника штаба и старший астроном отряда майор Зинковский Борис Николаевич,
начальник технической службы Кононов Михаил Максимович и
старший помощник начальника штаба Борыко Николай Николаевич,
старший лейтенант Александр Навроцкий и
капитан Тимошенко Петр Григорьевич – командиры рот ТГО и автомобильной соответственно, Валерий Плотников – зампотех командира автороты, Валерий Холов – помощник начальника штаба, В.Ахметов – заместитель командира автороты по политчасти, прапорщики Алиев Микаил Мамедович-степенный, немногословный, Мамедов Юсиф Мамедович-аккуратный и весь такой секретный, Велиев Шамшад – с виду строгий, но с такими хитрыми глазами, Гусейнов Вагиф – высокий, нос с горбинкой, отлично владеющий армянским языком, Алмамедов Бахадур – вечно веселый, улыбающийся и заражающий своим оптимизмом окружающих, Сулейманов Гиняз Гамидович – рассудительный, грамотный и всегда все успевающий исполнить в установленные сроки, Касимов Рашид Курбанович- с совершенно белой от седины головой, голос которого было слышно и во втором карауле, Мамедов Сулайман – отличающийся опрятностью, граничащей, я бы сказал с изысканностью в ношении военной формы одежды и каким-то щегольским видом, М. Эфендиев - стремительно летящий на помощь на ПАРМе и даже на своем «Восходе», Ангелина Федоровна Мамедова, Людмила Кузуб и другие. Они оказались каждый по своему замечательными и отзывчивыми людьми, обеспечивающими решение множества служебных вопросов, в том числе организации нашей службы и быта.
В первых числах августа прибыл вместе с Костюшенко А. в город Очамчире, где базировалось второе топографическое отделение, которым руководил капитан Кадулин Николай Михайлович. Ко всему прочему командованием части мне было поручено и специальное задание – доставить в отделение денежное довольствие, что и было выполнено, правда - не без казуса. Доложили о прибытии, познакомились с личным составом отделения: капитан Кадулин Николай Михайлович, капитан Кудявцев Владимир Васильевич, старший лейтенант Чередник Юрий Макарович, лейтенант Мормуль Сергей Федорович, лейтенант Горбачев Александр Евгеньевич,
Ориентирование планшета
………….. А уже потом сказал начальнику отделения, что привез деньги, о чем он сразу же и объявил офицерам. А Юра Чередник, кто его знал и помнит - парень не средних размеров, в ладошке ручка чертежная вместе с пером пряталась, моментально «наехал» - какие доклады и знакомства, в первую очередь об этом и говорить надо было.
Получил свое первое полевое задание – обновить листы карт 1:50 000. Для этого мне выделен был и автомобиль ГАЗ-66 с водителем и солдат топослужбы Керомов (по национальности таджик). И начались полевые работы. Люди не подвели ни разу, а вот техника! Техника у нас была еще та, все сроки службы ее уже давно вышли, топлива потребляла несметное количество (бака в 105 литров на 150 км едва хватало), ломалась практически ежедневно, приходилось гайки покрутить всему расчету, иногда обращались за помощью и к вполне дружелюбному местному населению по вопросам ее ремонта и заправки. Силами этого расчета и было выполнено поставленное задание, даже оценку получили выше трех баллов, как сказал проверяющий – ближе к 4-м. Три месяца пролетели очень быстро. Офицеры отделения во всем оказывали нам помощь и проявляли отеческую заботу о нас, в тоже время предоставляли достаточно большую самостоятельность и предъявляли высокую требовательность в вопросах организации и выполнении задания. Как говорил Ю.Чередник – сами такими были и знаем, что такое первый полевой сезон. За это время вдоволь налюбовались красотами Абхазии – море, горы, реки, плантации чая и цитрусовых. В начале ноября, завершив выполнение поставленных задач, отделение эшелоном убыло в пункт постоянной дислокации город Казах. Мы даже успели на торжественное собрание, посвященное очередной годовщине Октября. Вскоре в часть прибыли и все остальные отделения и группы, выполнявшие полевые работы на просторах Закавказья. К этому времени сменился командир отряда. Им стал Мусаткин Вячеслав Павлович. А к концу года в отряде появился и новый начальник штаба – Коростелев Олег Николаевич.
В середине ноября в Казах приехала и жена с трех-месячной дочерью. Нам выделили на том же «холостяцком проспекте» однокомнатную квартиру в четырех квартирном каменном доме напротив холостяцкого.
Выходной в городке
А нашими добрыми соседями, в то время, были Коля Агафонов, Миша Бородулин, Александр Горбачев и Юрий Эпштейн, Виталий Неводчиков, Владимир Терентьев, Александр Вязов, Ян Сергеевич Наговицын (Казахский РВК) с женой Еленой и сыном Аркашей, Рома Гасанов с семьей, Миша Чайка из в/ч 30610 с семьей, Игорь Шкуратов с семьей, Василий и Нина Лизогуб, Леша Пашигорев с супругой, Николай Завьялов из в/ч 30610 с семьей, а также все холостяки во главе с Юрой Чередником и Иваном Телюком – самыми из них закоренелыми.
Познакомились мы и со всеми, кто служил в отряде. Сейчас конечно я не и вспомню всех. Правильно умные люди говорят, что даже самый тупой карандаш – острее самой хорошей памяти. Убедился в этом на себе. Но навсегда в памяти остались: Вязовский Владимир Иванович, Князев Николай Александрович, Шаншеров Вячеслав Дмитриевич, Виктор Николаевич Татаринов, Тирумс Юрис Карлович, Кузуб Борис Васильевич, Зинковский Борис Николаевич, Шкуратов Игорь, Шавыро Анатолий, Мормуль Сергей Федорович, Борыко Николай Николаевич, Ховрачев Николай Петрович, Сибюк Дмитрий Васильевич, Брус Алексей Степанович, Корячко Сергей Васильевич, Вдовиченко Павел, Воробьев В., Александр Роженко, Владимир Саенко, Вячеслав Коптев, Петр Козик, Виталий Гаврилович Куршаков, Чеслав Бурак.
В дальнейшем в отряде в различные периоды времени проходили службу Куковский Сергей, Юрий Равичев, Георгий Ляховкин, Евгений Польщак, Польма, К.Зернов, Сергей Григорьев, Александр Правилов, Евгений Автух, Владимир Суховетченко, Семенов (парторг), Александр Кожевников, Ящук, Николай Дунаев, Александр Боглачев, Андрей Борисенко, Лаврентьев, Сергей Саакянц, Игорь Хилюк, Анатолий Сапрыкин, Владимир Шавель, Игорь Кашкаров, Юрий Полтавский (начфин), Олег Свиридюк, Сергей Назаренко, Сергей Федяев, Сергей Малахов, Геннадий Кузьмин, Нина Юрченко (связь), Михаил Косов, Виктор Лесников, Игорь Подусенко, Владимир Веряев (комавтороты), Сергей Шевченко (парторг), Михаил Золотарев, Валерий Ляликов, Цымбаревич, Ященко, Юрий Иванов, Альберт Толбанов, Геворг Манукян, Виктор Каличенок (начмед), Виталий Караев (начмед), Василий Молчанов, Владимир Головин, Константин Мирошкин, Александр Тамбовцев, Иван Яковюк, Владимир Ревякин, Александр Униятов, Владислав Нечаев, Игорь Сморгунов, Николай Иржавский, Александр Савельвич Минаев, Владимир Рудик, Филимошин Николай, В.Зимин, В.Баринов, Валентин Гороховский, Борис Самохвалов (связь), Корно и Тушонков Сергей Николаевич (оба начпродвещслужбы), Кирсанов (начфин), прапорщик Валерий Понятых.
Весна 1977 года. Тактико-специальные учения 2-го топографического отделения. Район Иджеван –Дилижан – Кировакан – Степанован. Задания и вводные выполняются в установленные сроки. Личный состав отдыхает часа 3-4 в сутки, но готов к выполнению следующих задач. Передача координат на большие расстояния – ведем ход. На очередной переходной точке при установке временного знака (пирамиды) что-то пошло не так, не поставили во время третью опору, знак падает и основательно задевает Николая Князева, хорошо, что мы все были в зимней форме одежды и в шапках-ушанках, что значительно смягчило удар.
На этих же учениях во время подъема автомобиля ГАЗ-66 с инструментами, имуществом и запасом топлива по серпантину на очередную переходную точку отказывает сцепление, машина начинает скатываться вниз. Подкладываемые под колеса камни остановить его уже не могут. Водитель выворачивает руль и ударяется в отвесную каменную стенку. Сверху падает валун, долго летит и, попав на выступ, раскалывается. Часть его оказывается в кузове. Расчету с трудом удалось от него избавиться.
Месяц спустя Военно-топографическое управление Генерального Штаба ВС СССР проводит с отрядом опытные тактико-специальные учения по использованию новой топогеодезической техники на территории горного ТВД. Тогда мы впервые увидели и поработали на квантовых приборах КТД-1, новых гиротеодолитах, теодолитах и компактных вычислительных машинках БЗ-18М. К сожалению, в ходе учений в одном из отделений был утерян, вернее похищен подростками, автомат. Учения были свернуты и все силы были направлены на его поиски, которые через несколько очень тревожных для всех суток, успешно завершились.
Лето 1977 года. На базе отряда проводятся сборы студентов Тбилисского топографического техникума. Меня назначают командиром роты. Впечатлений от общения со студентами ТТТ никто, ничто и никогда не изгладит.
Лето 1978 года. Выпускникам нашего Краснознаменного училища, окончившим его в 1975 году, присвоены очередные воинские звания «старший лейтенант». Торжества по этому случаю проводятся в саду одного из финских домов нашего жилого городка. Именинников поздравил и командир – Мусаткин В.П. Кстати это была добрая традиция отряда – командир всегда, независимо от всех служебных забот и загрузок, находил время поздравить своих подчиненных с присвоением воинского звания и назначением на должность. Во время этого торжества случилось недоразумение – командир потерял свой мундштук. Нужно отметить, что Вячеслав Павлович курил только сигареты без фильтра и при этом пользовался коротеньким мундштучком. Присутствующие пытались его отыскать, но безуспешно. А вот наш гарнизонный особист – Мусаев Адель Мустафаевич довольно скоро его обнаружил, все-таки разведчик.
Году в 1978-1979 при проведении тактико-специальных учений в ходе совершения марша два автомобиля ЗИЛ-157 (точно помню, что фамилия одного из водителей Дмитриев), следовавшие на жесткой сцепке, поскольку один из них был неисправен, сорвались с дороги и упали в огромный овраг, откуда их вытаскивали лебедками машины ПАРМ. Все остались живы, но мой однокурсник Володя Лялюк получил серьезный ушиб позвоночника.
В период службы в должности помощника начальника штаба по мобилизационной работе пришлось разрабатывать и уточнять массу документов. Начальник штаба Коростелев О.Н. – мой непосредственный начальник и руководитель, обладающий высокой штабной культурой, прививал ее и своим подчиненным. Приношу ему на подпись папку с документами. Тут же в его руках оказывается остро отточенный кохиноровский карандаш, а на полях документов начинают появляться отметки в виде птичек. Если их было более трех – документ отправлялся на переработку. Приходилось разрезать листы ватмана на формат А-4 и на доброй старой печатной машинке «Украина» перепечатывать документы, переклеивать планшеты.
12 июня 1982 года. У нас родился сын. Кто сталкивался – знает некоторые особенности тогдашней Казахской районной больницы. И супругу и новорожденного необходимо было кормить, да и за дочерью нужно было присматривать. Вот командир, Коростелев О.Н., и разрешил мне сократить рабочее время на час. Но в один из дней, по моему 18 июня, мне было приказано быть на совещании, так называемой «читке приказов». Началась она с того, что командир объявил приказ о присвоении мне очередного воинского звания «капитан», поздравил меня, вручил новенькие капитанские погоны и приказал: «А теперь марш кормить наследника!»
В Казахском ЗАГСе пожилой азербайджанец – заведующий ЗАГС не решился оформлять свидетельство о рождении, так как плохо знал русский язык и мог наделать ошибок. Сказал он об этом честно, и пришлось мне собственноручно выписывать свидетельство. Приятная процедура – своей рукой оформить документы о рождении сына!
В начале 80-х годов в части в должности водителя служил рядовой Брежнев. Конечно же он не имел никакого отношения к Леониду Ильичу. Но каждая его поездка в Тбилиси оканчивалась тем, что инспектора ВАИ изымали у него документы. Какой же инспектор, а в основном это были прапорщики местных национальностей, мог отказать себе в удовольствии изъять права у самого Брежнева.
Многим нашим офицерам посчастливилось в период службы после прохождения специального курса обучения, побывать в длительных (2-3 года) заграничных командировках и выполнять специальные задания ВТУ ГШ. Каждый год отбирались офицеры для направления на курсы подготовки к командировкам. Улыбнулось такое счастье и нашей семье. Три года провели на Аравийском полуострове.
В августе 1988 года меня назначили на должность командира войсковой части 12778-305 АГП. Но вся наша служба и жизнь были неразрывно связаны с 50 ТГО.
1991 год – 50-летие отряда. Не смотря на все сложности обстановки, которая сложилась в Закавказье к этому времени, юбилей отряда был проведен на должном уровне благодаря усилиям всего личного состава отряда, в том числе его командира Иванова Николая Николаевича и руководства топослужбы КЗакВО.
Отряд жил своей жизнью, выполнял поставленные задачи по топогеодезическому обеспечению войск, обеспечивал жизнедеятельность пункта постоянной дислокации и жилого городка. По сути это была одна большая и дружная многонациональная семья. Одно время в отряде проходили службу граждане 18 национальностей и народностей.
Встреча Нового, 1977 года. Башилов Е., Козик П., Бородулин М.,Череднык Ю.
В части имелась хорошая библиотека, демонстрировались кинофильмы, доставляемые из Тбилиси, работал женсовет, на праздничные дни всегда готовились торжественные мероприятия, проводились праздничные огоньки.
В какой-то период в части проходил срочную службу рядовой Иван Федоров, выпускник циркового училища, профессиональный клоун. Были настоящие концерты, актовый зал не вмещал всех желающих.
В гарнизоне был создан и активно работал Коллектив военных охотников № 39, который насчитывал до 60 человек. Его членами являлись многие офицеры, в том числе командный состав частей Казахского гарнизона и представители штаба КЗакВО. По существующим в то время нормативным документам командование обязано было оказывать помощь в работе КВО, выделять автотранспорт, что и делало постоянно. Коллективные выезды на охоту и рыбалку осуществлялись регулярно. При этом командование при необходимости использовало это как своеобразный стимул в службе. Так, к примеру, офицерам, которые не выполняли поставленные задачи и производственные планы в установленные сроки, выезды не разрешались. Изредка в таких выездах принимали участие и наши руководители Коростелев О.Н., Зинковский Б.Н., а также Михеев Владимир Васильевич заместитель начальника топослужбы КЗакВО и Петренко Сергей Яковлевич – старший офицер топослужбы КЗакВО.
В один из таких коллективных выездов с участием командования, в степи километрах в 20 от города Тауз наш ГАЗ-66, управляемый водителем срочной службы, заскользил по косогору мокрому от дождя.
На охоте В.Суховетченко, С.Шаболдов, В.Ревякин, А.Шавыро, С.Корячко
Опытный водитель быстро сообразил, что боковое скольжение очень скоро может завершиться опрокидыванием, а в кузове человек 15, и принял решение съехать по косогору вниз. Но никто же не знал, что внизу косогора совсем недавно был проложен газопровод. Траншея шириной метра в два, в которой была проложена труба, заполнилась водой, свежий грунт размок и превратился в тестообразную липкую массу. Вот туда-то и въехали передние колеса нашего ГАЗ-66. Автомобиль просел в этом месиве, лег на раму, а бампер уперся в стенку траншеи из внутренней стороны. Мы быстро поняли, что своими силами автомобиль из плена не освободить и начали поиски какой-либо техники, способной оказать нам помощь. Обнаруженный на ближайшем кочевье трактор Беларус никакой существенной помощи оказать нам не смог, только разорвал буксировочный трос. И тогда было принято решение, что Коростелев О.Н. и я добираемся в часть и организуем техническую помощь, остальные – ждут. Пройдя километров 12, мы вышли на автодорогу Кировабад- Тауз- Казах, какой-то добрый азербайджанец подвез нас до поста ГАИ, где сотрудники милиции помогли нам транспортом до города Тауз. Здесь уже знакомые Олега Николаевича организовали нам машину до Казаха. В те времена к военным относились очень хорошо, помощь оказывали во всем. Уже поздно вечером мы прибыли в Казах. По распоряжению командира мне выделили автомобиль Урал-375 (кран) на котором я и поехал выручать наших товарищей охотников, заскочив домой и забрав кучу бутербродов приготовленных супругой (они ведь с утра не ели). Прибыв на место, быстро раскинули тросы, сделали хорошую сцепку и Урал без каких-либо видимых усилий вытащил наш ГАЗ-66 из «плена», при этом раздался довольно громкий треск и металлический скрежет. Оказывается это жесткий буксир, сваренный из пирамидных труб и закрепленный под передним бампером (почти все машины были оборудованы таким жесткими буксирами) сорвало. Домой вернулись за полночь.
Прекрасная рыбалка была на Дидеване - Акстафинском водохранилище всего в 10-ти километрах от Казаха. Наши офицеры любители-рыболовы, в том числе и мы с Кадулиным Николаем Михайловичем, постоянно выезжали на водохранилище и успешно ловили карпов, сазанов. Попадались экземпляры до 8-ми килограмм.
Акстафинское водохранилище ( Дидеван )
В начале 80-х годов в часть с проверкой прибыл заместитель командующего КЗакВО по боевой подготовке. Не часто отряд посещали генералы. Проверка прошла успешно. По ее завершению Кадулину Н.М. и мне командиром была поставлена задача – вывезти генерала на рыбалку, обеспечить ему улов и отдых. Быстро загрузив в бортовой УАЗ-452 (был в отряде и такой автомобиль) наш рыболовно-охотничий ящик с запасом продовольствия, посуды и инвентаря, спальные мешки, снасти, питьевую воду, дрова и прочее имущество выезжаем на Дидеван. Мы с Кадулиным Н.М. быстро разворачиваем снасти «Фантомас» для ловли карпа, накачиваем резиновую лодку, завозим закидушки на всю катушку – 100 метров и ждем первой поклевки, в которой мы просто уверены. Наш генерал готовился к рыбалке в кузове УАЗа. И когда мы его вновь увидели – он превратился в забавного седого старичка в очках, в синем спортивном костюме, с радиоприемником на груди и удочкой в руке. Даже закинул удочку генерал, правда - не на долго. Тут последовали поклевки и мы с Кадулиным Н.М. последовательно и успешно выловили нескольких карпов килограмма по 2-3. Быстро разводим костер, чистим рыбу, картофель и готовим настоящую свежайшую уху по всем правилам, которые мы сами себе и определили, даже 100 грамм в ведро добавили. Подошло время трапезы и тут встал вопрос – как предложить гостю спиртное, которое конечно же у нас имелось. Генерал все же, заместитель командующего округом?! Стол накрыт, уха разносит приятный аромат, возбуждает аппетит, а мы все не решаемся что-либо предпринять, вернее - сказать, что «рыбка посуху не ходит». Вдруг наш генерал встает, достает из УАЗа портфель и извлекает из него полулитровую бутылку, закупоренную сердцевиной початка кукурузы и со словами «Совсем забыл, это настоящая чача» ставит ее на наш импровизированный стол с самой простой армейской посудой из алюминия, рядом с которым исходит приятным запахом ведро с ухой. Ужин удался. Ночевал гость в спальном мешке, как он сам признался впервые в жизни, а мы с Николаем Михайловичем наловили рыбы гостю в дорогу. Рыбалкой генерал остался доволен, обещал еще приехать, однако больше встретиться с ним не пришлось.
В один из предпраздничных майских дней года 1980 или 1981 председатель межрайонного общества охотников и рыболовов и наш хороший товарищ Байрамов Шофик пригласил нас на рыбалку. Как впоследствии оказалось – промысловую. Зинковский Борис Николаевич, Ястребов Валерий Викторович, Кадулин Николай Михайлович и я в оговоренное время прибыли на Дидеван. Рыбалка заключалась в забрасывании с лодки 120-метрового невода в водохранилище и его постепенном извлечении из воды. Забросить, то забросили, а вот как его извлекать то такой? Нас пять человек всего. Кто-то сразу предложил задействовать наш ГАЗ-66, что мы и сделали. С одной стороны мы впятером трудимся, с другой – наш лучший помощник - ГАЗ-66. Когда свели крылья невода и подвели его к берегу, все немного оторопели. Такого количества рыбы видеть наяву не приходилось никому. Вода просто кипела, сазаны килограмм по 5 легко перепрыгивали через верхнюю веревку с поплавками. С первого захода удалось полностью загрузить кузов ГАЗ-66. Пока Байрамов доставлял улов на базу, мы быстро, как нам казалось, перебрали невод и подготовились ко второму забросу. Второй улов практически ничем от первого не отличался. Привезли домой 20-25 рыбин каждая килограмма по три-четыре. А где ее хранить в условиях Казаха? У меня в то время даже холодильника еще не было. Выход был найден - улов временно разместили в 200-литровых бочках, которые стояли под водостоками финских домиков Зинковского Б.Н. и Кадулина Н.М. А какая же рыбалка без ухи? Здесь же, во дворе домика Зинковского Б.Н. быстро разделали рыбу и заварили вкуснейшую ушицу. Николай Яковлевич Николаев, который в то время был заместителем командира отряда по политчасти, выйдя на крыльцо своего домика, расположенного по соседству, мгновенно уловил этот вкуснейший запах, четко определил направление, откуда он происходит и через пару минут уже присоединился к нам.
Отряд был одной семьей. И как в каждой семье и у нас порой случались беды, которые тяжелым бременем ложились на плечи каждого.
За те 16 лет, которые мне пришлось служить в Казахе, произошли и трагические случаи.
Так зимой 1976-1977 года на третьем посту застрелился часовой рядовой Бупенгалиев.
Вскорости, в автомобильной аварии погиб Юра Балянин, начальник продовольственно-вещевой службы.
Водитель рядовой Темников был осужден Военным трибуналом за неуставные взаимоотношения и направлен в дисциплинарную роту.
Павел Пухалевич, наш начфин был осужден за растрату.
Володя Терентьев и водитель ефрейтор Ахматзянов получили ранения при сборе металлолома в Караязах (взорвалась шариковая бомба).
Уже в начале 90-х годов погиб Владимир Ефимов, начальник отделения, получив обширнейшие ожоги при взрыве газа.
А перед самым расформированием отряда трагически погиб капитан Николай Лужанский, получивший огнестрельное ранение в живот.
О том, что стало происходить в Закавказье в конце 80-х годов, знают все. Но непосредственными участниками тех событий были солдаты, сержанты, прапорщики, офицеры и члены их семей, находящиеся в то время в Казахе. Николай Николаевич Иванов, Виктор Сергеевич Диденко, Мирошкин Константин Валентинович и Тамбовцев Александр Владимирович достаточно подробно описывают ту ситуацию, в которой приходилось организовывать выполнение заданий, несение службы и обеспечение безопасности, как людей, так и имущества. Была тревожная и достаточно сложная ситуация. Временами обстановка накалялась до предела. И только благодаря выдержке, профессионально и своевременно принимаемым руководством топослужбы округа (начальник Чепурной Владимир Константинович, заместитель Латыш Петр Николаевич, кстати он и жил-то в своем рабочем кабинете в щтабе округа) и командованием решениям, оперативной и грамотной их реализации подчиненными, удалось не допустить каких-либо значимых инцидентов, потерь среди личного состава, утрат и хищений военной техники и имущества. Порой приходилось идти на различные уловки и ухищрения, чтобы вывезти из гарнизона вооружение, дорогостоящую технику и имущество. Чего это стоило людям – знают только они. Они честно выполняли свой воинский долг и были верны Присяге. Об этом говорит и тот факт, что в частях топографической службы Казахского гарнизона не было «беглецов», что регулярно происходило в других частях, даже и среди офицерского состава.
Въезд на бывшую территорию 50 тго (фото 2015 года)
А осенью 1992 года отряд, как и другие части топослужбы, дислоцирующиеся в Казахе, был расформирован.
В ноябре 1992 года, накануне очередной годовщины Октября, вместе с Диденко В.С. и Толбановым А. мы, наверное, последними из тех, кто служил в Казахском отряде, покидали Закавказье на военно-транспортном самолете, выполнявшем рейс из Средней Азии в Краснодар и до отказа загруженном ящиками с каким-то имуществом.
Так завершилась служба в Закавказье.
Очень правильно сказано в предисловии, что с расформированием в 1992 году 50 ТГО, его история не закончена, она продолжается в наших сердцах и нашей памяти.
Всегда буду помнить командиров и начальников штаба 50 топогеодезического отряда
Соплина Николая Петровича,
Мусаткина Вячеслава Павловича,
Коростелёва Олега Николаевича,
Жаворонкова Геннадия Петровича,
Кайгородова Виктора Михайловича,
Сибюка Дмитрия Васильевича,
Иванова Николая Николаевича,
Зинковского Бориса Николаевича,
Железнова Михаила Фёдоровича,
Диденко Виктора Сергеевича,
своих сослуживцев, с которыми 16 лет служил в Закавказском военному округе,
наш по-своему красивый и ухоженный военный городок,
наш такой уютный и чистый, почти всегда зеленый и такой приветливый жилой городок.
Никогда не забуду тех наших товарищей, которые по зову своего сердца уехали исполнять интернациональный долг в Афганистан: Рафик Саркисян, Александр Путяшев, Сергей Назаренко, Валерий Ястребов.
В начале 80-х годов возникла необходимость отправить своим ходом в Воронеж нашу ТЭМ-1. Я, будучи начальником технической службы, должен был обеспечить эту командировку топливом, вернее талонами на него. В штабе КЗакВо выяснилось, что необходимо идти к начальнику службы ГСМ округа – генералу. Вроде не мой уровень. Звоню в отряд, докладываю командиру – Коростелеву О.Н. Командир мне тут же и отвечает: «Смело иди, в округе зайти к генералу - все равно, что в отряде к майору». Сработало на 100%.