Свою службу в 50 тго я начал с лета 1975 года, сразу после окончания Ленинградского высшего военно-топографического командного училища.
Нас, молодых лейтенантов, приехало из выпуска человек десять. Всех разместили, как могли, выделили пару «финских» домиков - это такие щитовые строения. Воды централизованной не было, воду приносили ведрами из колонок на улице, туалеты на улице. Как говорится, бытовые трудности присутствовали.
При этом могу отметить, что в целом жилой городок был живописен. Летом все в зелени: вишни, абрикосы, орехи и другие садовые деревья.
Меня направили во 2 топографическое отделение (начальник отделения майор Ховрачев Н.П.). После непродолжительных занятий с нами, молодыми офицерами, мы разъехались по подразделениям. Мое отделение выполняло плановые специальные работы с дислокацией в военном городке Ситал-Чай. Это учебный авиаполк, находящийся вблизи города Сумгаит на берегу Каспийского моря.
Отделение выполняло работы по обновлению топографических карт масштаба 1:50000 на район от Апшеронского полуострова: поселки Загульба, Бильгях, Маштага, Пиршагы, город Сумгаит до города Килязи. Общая протяженность района работ до 100 км.
Меня прикрепили к опытному топографу старшему лейтенанту Кудрявцеву Владимиру и я с ним немало поездил по району работ. Он мне показывал, как реально организовывать специальные работы и питание расчета, как организовывать сохранность оружия и секретных документов и еще множество вещей, которые необходимо было знать.
Работы все выполнили с хорошим качеством. На приемку работ приезжал командир 50 тго подполковник Соплин Николай Петрович.
По окончании работ отделение грузилось в железнодорожный эшелон на станции Баладжары. Станция выгрузки - Татлы (это в 20 километрах от Казаха).
Несколько дней, по прибытии на место постоянной дислокации, приводили в порядок автомобильную и специальную технику, электростанции и все хозяйственно-бивачное имущество. Приближался праздник 7 ноября - годовщина Октябрьской революции, а после них учения с итоговой проверкой. Практически сразу начало подготовки к новому полевому сезону - получение аэроснимков на новый район, получение фотокопий на топографические карты, которые предстояло обновлять в 1976 году. Они были и на пластике и на ватмане. Помимо всего привлекали личный состав части на обеспечение всевозможных общевойсковых учений и КШУ в масштабе военного округа. Так что скучать не приходилось.
В мае 1976 года полевые работы были запланированы на побережье Черного моря в районе города Очамчира. Выехали мы эшелоном из Акстафы в западном направлении тремя отделениями : 2 то под командованием капитана Кадулина Н.М. (он принял отделение у майора Ховрачева Н.П.), направлялось в город Очамчира; 1 то под руководством майор Тирумса Ю.К., доехало до ст. Хашури и своим ходом добирались до города Вале (это в районе города Ахалцихе); 3 то под руководством майора Шаншерова В.Д. выполняли работы в районе южнее Сочи и должны были прибыть в город Гудаута, это Абхазская АССР.
Добрались мы до города Очамчира. Отделение расположилось в войсковой части - это был учебный центр ПВО Сухопутных войск. Нам было выделены необходимые помещения, поставлены на довольствие, были решены все вопросы по организации хранения оружия и секретных материалов и через день всех направили на работы. На базе остались только начальник и зам. начальника отделения капитан Кудрявцев В., и командир взвода лейтенант Симонян Г. (он был прикомандирован с взводом солдат в нашу часть из Ахалкалакской дивизии и был в составе 2то в 1975 и 1976 годах). Они подчищали некоторые огрехи в документации, банно-прачечном обеспечении и размещении нашей автомобильной техники в автопарке учебного центра.
Район работ был по-своему сложен. Если приморские районы равнинные, то проехав от моря километров 10-15 уже горы до 1500 метров высотой. Дорожная сеть не развитая - без твердого покрытия. Населенные пункты в предгорьях в основном хуторной застройки, т.е. расстояния между домами от 100 до 500 метров и построены бессистемно.
Полевые работы были от реки Кодори на западе до реки Ингури на востоке. Район по фронту до 70 километров, в глубину - до 40 километров.
Район интересный, помимо обычного обновления карт собирали материал на уточнение Военно-Топографического Описания ВТУ ГШ, которое издано было на лист карты масштаба 1:500 000 в 30-х годах и совершенно устарело. Приходилось описывать и фотографировать, и собирать характеристики наиболее характерных объектов местности: дома, дороги, мосты, туннели, школы и медицинские учреждения и др. - все то, что необходимо знать военноначальникам для принятия решений.
Приёмка работы.
Слева направо: Горбачёв А., Кадулин Н.М.
Офицеры размещались по домам граждан близ лежащих поселков. Я лично поселился вместе с лейтенантом Вязовским В., нам выделила хозяйка комнату в частном доме. На поднаём жилья выделялись деньги, по-моему, 1 рубль в сутки.
Питались офицеры не централизовано, но все получалось хорошо.
Работал в районе Ингурской ГЭС, в которой само водохранилище было в горах, а турбины располагались у Черного моря в 20-ти километрах, и вода транспортировалась по 6-8 трубам диаметром 1,5 метра.
При выполнении спецработ все было штатно и ничего особенного в памяти не отразилось. Правда один раз после выполнения работ остановился в километре от города Очамчира для того, чтобы привести в порядок автомобиль (было принято возвращаться на чистой машине) и имущество расчета. Автомобиль Газ-66 съехал с дороги к реке, машину разгрузили. Я проверяю секретные материалы, солдат чистит кипрегель и вытряхивает спальные мешки, чистит посуду. А водитель (даже фамилия запомнилась - рядовой Турсунов) после осмотра мною дна реки (галька) и её глубины (50 сантиметров) выехал на реку и проехал вдоль берега промыть дно автомобиля. Я считаю аэроснимки и слышу, как подходит водитель и докладывает «Товарищ лейтенант баки полные…». Я сначала ничего не понял, а когда посмотрел на реку, увидел кусок тента справа сзади и лампу-фару… Остальное все под водой. А вокруг моют машины гражданские лица -владельцы «Жигулей» и «Москвичей». Подошли люди подсказали, что видимо на дне реки была яма засыпанная песком. Легковые автомобили проезжали и им ни чего, а грузовая машина провалилась. Пришлось мне собрать секретные материалы и своим ходом добираться до части. Был субботний день, в отделении никого не было, кроме дежурного - заместителя начальника отделения капитана Кудрявцева В. Он выгнал из парка Зил-131 и мы поехали вытаскивать провалившуюся машину. Все прошло удачно.
В 1977 году полевые работы 2 то проводили в Армении в районе городов Октемберян и Эчмиадзин. До района работ добирались своим ходом из Казаха через Севанский перевал и до города Октемберян.
Отличие этих работ, от прошлогодних, заключалось в том, что помимо топографических работ были запланированы и геодезические работы. Часть работ были в интересах управления Октемберянского укрепленного района (УР).
Целью геодезических работ было получение координат всех боевых сооружений и командных пунктов укреплённого района и определение дирекционных углов, вертикальных углов («углов места» по- артиллерийски) и расстояний до ориентиров на территории Турции, а также изготовление в последующем огневых планшетов. Для выполнения этих работ в отделение был придан геодезист лейтенант Шкуратов Игорь.
2-е то было расквартировано в управлении батальона УР в селе Бамбакашат, западней города Октемберян. Там стоял штаб барачного типа, казарма с солдатами батальона, куда разместили и наших солдат.
Нам выделили 2-3 «финских» щитовых домика для размещения офицеров, помещения для хранения топогеодезической техники и прочего. Первые 2 ночи мы там спать не могли: по полу, стенам и кроватях по ночам ползали фаланги - омерзительней этих тварей трудно сыскать. А потом, видимо с недосыпу, это прошло. Человек привыкает ко всему.
К этому времени на вооружении топографических частей округа поступили первые лазерные дальномеры КТД-1. Они очень помогли в выполнении этих задач, особенно в определении дальностей до ориентиров расположенных в приграничных районах и на территории Турции. Без этих приборов мы едва ли выполнили бы в срок это задание.
Помимо этих работ были и плановые топографические работы по обновлению топографических карт масштаба 1:25 000. Район съемок довольно большой от села Нор Кесария до села Маркара по государственной границе, это километров 50 и города Октемберян и Эчмиадзин.
В 1978 году на полевые работы меня прикомандировали в 3то (начальник отделения майор Шаншеров В.Д.)
Планировались работы на большой площади от города Пришиб на севере до Астары на иранской границе. Это Азербайджан. Обновление карт масштаба 1:50 000 на северные районы и 1:25 000 на приграничные. Помимо этого планировалось развитие геодезической сети на отдельные районы в интересах РВиА ЗакВО.
Отделение расположилось на базе артиллерийских частей Ленкораньской МСД в поселке Порт-Ильич, что в 2-3 километрах севернее Ленкорани. Там находилось несколько артиллерийских частей артиллерийский гаубичный полк, реактивный и ракетный дивизионы. Мы разместились на базе реактивного дивизиона. В Артполку начальником топографической службы был, ранее служивший в 50 тго, лейтенант Барщевский А. Так что «свои» люди там присутствовали.
Взаимоотношения с местным командованием поначалу не складывались, но всё стало на свои места. Все части местного военного городка кадрированные, а у нас автомобильная техника была на ходу и была возможность для оказания им помощи.
Район работ не простой. Это и приграничье, и слабая дорожная сеть - одна стоящая дорога, но она только вдоль моря.
Часть работ были так удалены от базы отделения, что пришлось выезжать целой группой расчетов и создавать «подбазу» с палаточным городком, пищеблоком и полевым автопарком. Руководил этой группой заместитель начальника отделения капитан Кудрявцев В.
К середине октября работы завершили, погрузились в эшелон и возвратились на зимние квартиры.
В 1979 году наши войска введены на территорию Афганистана, и из нашей части были переведены туда несколько офицеров из автомобильной роты. Меня назначили выполнять обязанности заместителя командира автороты по политической части. Чем я в 1979 году и занимался.
Часть офицеров отряда, в том числе 2то в 1979 году была привлечена на редемаркационные работы на советско-турецкую границу в район города Ленинакан АрмССР. Это капитан Князев Н. и лейтенант Костюшенко А. А от3то капитан Телюк И.
В 1980 году на полевые работы меня включили в группу по редемаркации советско-турецкой границы на Ахурянском водохранилище.
25 километров к юго-западу от города Ленинакан вблизи села Джрапи, было принято решение о создании Ахурянского (Арпа-Чайского) водохранилища, для дальнейшего совместного использования водных ресурсов в сельскохозяйственный целях Арменией и Турцией.
Наша задача была установить новое положение государственной границы. А так как большая территория будет затоплена водой, то надо было выставить новые пограничные столбы, которые при заполнении чаши водохранилища уходили бы под воду, а при частичном сбросе воды одновременно появлялись над водой и показывали положение государственной границы.
Пограничный столб на дне
будущего водохранилища
Созданная рабочая группа возглавлялась представителями пограничных войск, а заместителем рабочей группы был назначен капитан Князев Н., также в группу входили капитан Телюк И. и я.
Под выполнение данных работ была получена новая автомобильная и топогеодезическая техника. Выдано дополнительное вещевое имущество. Провели отбор солдат привлекаемых на эти работы.
Группа размещалась на 16 пограничной заставе Ленинаканского пограничного отряда в селе Ширакаван.
Все задачи были выполнены. Для этого к нам были прикомандированы офицер инженерной службы Закавказского пограничного округа и офицер-гидрограф с Потийской военно-морской базы Черноморского Флота.
В 1981 году данные работы продолжались, но группа переместилась на 17 пограничную заставу в село Исаакян.
Все работы выполнялись в присутствии пограничного наряда, для предотвращения каких-либо неприятностей. С нашей стороны это воспринималось с одобрением т.к. сама пограничная речка Ахурян всего шириной 5-10 метров, а со стороны Турции иногда были попытки провокаций, как нам казалось на бытовой почве.
Все топографические и геодезические работы проводились параллельно нами и турецкими топографами. Периодически на совместных встречах результаты сверялись и утверждались.
По окончании работ все материалы сдавались для дальнейшей обработки в округ и Москву.
В 1982 году опять командировка по обновлению топографических карт в район поселка Горадиз, что на реке Аракс. После выполнения работ переехали в Порт-Ильич, в котором ранее я был в 1978 году. Во время выполнения работ встретились с коллегами, гражданскими топографами, из Бакинского Астрономо-геодезического предприятия. Оказалось, выполняли практически одинаковые работы на один и тот же район
Заодно меня привлекли для работ в интересах Ленкораньского пограничного отряда. Паводок смыл пограничные столбы в одном районе, и пришлось прокладывать полигонометрический ход и выставить утраченные пограничные столбы по старым координатам.
В 1983 году меня прикомандировали в 1то (начальник отделения майор Иванов Ю.Ф.)
Район работ был мне несколько знаком это окрестности города Ленинакан, поселок Анапенза, города Маралик и Талин.
В 1984 году были организованы редемаркационные работы по рекам и ручьям по государственной границе между СССР и Турцией. Это, на мой взгляд, большая работа по объему - от города Батуми на Черном море до города Арташата (это юго-восточнее Еревана).
Были сформированы две рабочие группы. Одна начала работы в районе Арташатского пограничного отряда и закончила исключительно поселка Анипенза (это последняя пограничная застава Ленинаканского пограничного отряда). Руководил топографическими работами капитан Терентьев В. Вторая группа начала работы в районе 1 пограничной заставы Сарпи, Батумского пограничного отряда, а закончили в поселке Анипенза (это последняя пограничная застава Ленинаканского пограничного отряда).
В конце работ две группы встретились. Торжественная встреча была организована в кафе «Карс» в городе Ленинакан.
Практически моя служба в 50 топогеодезическом отряде ЗакВО закончилась по причине моего перевода для дальнейшего прохождения службы в Баку.
Спасибо 50 тго, всем с кем служил и всем кого я в Казахе встретил. Это были незабываемые времена. Было не просто служить. Было не просто жить, в довольно специфическом районе. Но служить надо было, и мы служили.
В нашей части была хорошая библиотека, несколько раз в неделю в клубе «крутили» кинофильмы, была организована самодеятельность. При желании можно было посещать музеи, театры и спортивные соревнования в Тбилиси. Спасибо командирам. Они всегда шли навстречу.
Желающие организовывались на рыбалку или охоту. На праздники выезжали на природу с волейболом и шашлыками.
Так что самые хорошие воспоминания о службе в 50 тго.