Воспоминания

о службе в 50-м топогеодезическом отряде

Горбачёв Александр Евгеньевич


родился 27 августа 1954 года.
В г. Казах с августа 1975 г. по октябрь 1984 г.:
- топограф 2 разряда;
- топограф 1 разряда;
- старший топограф;
- заместитель начальника отделения.
Начальник 2999 склада топографических карт ГК Южного направления.
Начальник армейской топографической части.
Начальник топографической службы мсд.
Преподаватель военной топографии кафедры тактики БВОКУ (г. Баку).
Начальник отделения 47 тго МВО.
подполковник

О службе и работе

Свою службу в 50 тго я начал с лета 1975 года, сразу после окончания Ленинградского высшего военно-топографического командного училища.

Нас, молодых лейтенантов, приехало из выпуска человек десять. Всех разместили, как могли, выделили пару «финских» домиков - это такие щитовые строения. Воды централизованной не было, воду приносили ведрами из колонок на улице, туалеты на улице. Как говорится, бытовые трудности присутствовали.

При этом могу отметить, что в целом жилой городок был живописен. Летом все в зелени: вишни, абрикосы, орехи и другие садовые деревья.

Меня направили во 2 топографическое отделение (начальник отделения майор Ховрачев Н.П.). После непродолжительных занятий с нами, молодыми офицерами, мы разъехались по подразделениям. Мое отделение выполняло плановые специальные работы с дислокацией в военном городке Ситал-Чай. Это учебный авиаполк, находящийся вблизи города Сумгаит на берегу Каспийского моря.

Отделение выполняло работы по обновлению топографических карт масштаба 1:50000 на район от Апшеронского полуострова: поселки Загульба, Бильгях, Маштага, Пиршагы, город Сумгаит до города Килязи. Общая протяженность района работ до 100 км.

Меня прикрепили к опытному топографу старшему лейтенанту Кудрявцеву Владимиру и я с ним немало поездил по району работ. Он мне показывал, как реально организовывать специальные работы и питание расчета, как организовывать сохранность оружия и секретных документов и еще множество вещей, которые необходимо было знать.

Работы все выполнили с хорошим качеством. На приемку работ приезжал командир 50 тго подполковник Соплин Николай Петрович.

По окончании работ отделение грузилось в железнодорожный эшелон на станции Баладжары. Станция выгрузки - Татлы (это в 20 километрах от Казаха).

Несколько дней, по прибытии на место постоянной дислокации, приводили в порядок автомобильную и специальную технику, электростанции и все хозяйственно-бивачное имущество. Приближался праздник 7 ноября - годовщина Октябрьской революции, а после них учения с итоговой проверкой. Практически сразу начало подготовки к новому полевому сезону - получение аэроснимков на новый район, получение фотокопий на топографические карты, которые предстояло обновлять в 1976 году. Они были и на пластике и на ватмане. Помимо всего привлекали личный состав части на обеспечение всевозможных общевойсковых учений и КШУ в масштабе военного округа. Так что скучать не приходилось.

В мае 1976 года полевые работы были запланированы на побережье Черного моря в районе города Очамчира. Выехали мы эшелоном из Акстафы в западном направлении тремя отделениями : 2 то под командованием капитана Кадулина Н.М. (он принял отделение у майора Ховрачева Н.П.), направлялось в город Очамчира; 1 то под руководством майор Тирумса Ю.К., доехало до ст. Хашури и своим ходом добирались до города Вале (это в районе города Ахалцихе); 3 то под руководством майора Шаншерова В.Д. выполняли работы в районе южнее Сочи и должны были прибыть в город Гудаута, это Абхазская АССР.

Добрались мы до города Очамчира. Отделение расположилось в войсковой части - это был учебный центр ПВО Сухопутных войск. Нам было выделены необходимые помещения, поставлены на довольствие, были решены все вопросы по организации хранения оружия и секретных материалов и через день всех направили на работы. На базе остались только начальник и зам. начальника отделения капитан Кудрявцев В., и командир взвода лейтенант Симонян Г. (он был прикомандирован с взводом солдат в нашу часть из Ахалкалакской дивизии и был в составе 2то в 1975 и 1976 годах). Они подчищали некоторые огрехи в документации, банно-прачечном обеспечении и размещении нашей автомобильной техники в автопарке учебного центра.

Район работ был по-своему сложен. Если приморские районы равнинные, то проехав от моря километров 10-15 уже горы до 1500 метров высотой. Дорожная сеть не развитая - без твердого покрытия. Населенные пункты в предгорьях в основном хуторной застройки, т.е. расстояния между домами от 100 до 500 метров и построены бессистемно.

Полевые работы были от реки Кодори на западе до реки Ингури на востоке. Район по фронту до 70 километров, в глубину - до 40 километров.

Район интересный, помимо обычного обновления карт собирали материал на уточнение Военно-Топографического Описания ВТУ ГШ, которое издано было на лист карты масштаба 1:500 000 в 30-х годах и совершенно устарело. Приходилось описывать и фотографировать, и собирать характеристики наиболее характерных объектов местности: дома, дороги, мосты, туннели, школы и медицинские учреждения и др. - все то, что необходимо знать военноначальникам для принятия решений.

DSCN0183-2.jpg Приемка работы.
Слева направо: Горбачев А.Е.,Кадулин Н.М.

Офицеры размещались по домам граждан близ лежащих поселков. Я лично поселился вместе с лейтенантом Вязовским В., нам выделила хозяйка комнату в частном доме. На поднаём жилья выделялись деньги, по-моему, 1 рубль в сутки.

Питались офицеры не централизовано, но все получалось хорошо.

Работал в районе Ингурской ГЭС, в которой само водохранилище было в горах, а турбины располагались у Черного моря в 20-ти километрах, и вода транспортировалась по 6-8 трубам диаметром 1,5 метра.

При выполнении спецработ все было штатно и ничего особенного в памяти не отразилось. Правда один раз после выполнения работ остановился в километре от города Очамчира для того, чтобы привести в порядок автомобиль (было принято возвращаться на чистой машине) и имущество расчета. Автомобиль Газ-66 съехал с дороги к реке, машину разгрузили. Я проверяю секретные материалы, солдат чистит кипрегель и вытряхивает спальные мешки, чистит посуду. А водитель (даже фамилия запомнилась - рядовой Турсунов) после осмотра мною дна реки (галька) и её глубины (50 сантиметров) выехал на реку и проехал вдоль берега промыть дно автомобиля. Я считаю аэроснимки и слышу, как подходит водитель и докладывает «Товарищ лейтенант баки полные…». Я сначала ничего не понял, а когда посмотрел на реку, увидел кусок тента справа сзади и лампу-фару… Остальное все под водой. А вокруг моют машины гражданские лица -владельцы «Жигулей» и «Москвичей». Подошли люди подсказали, что видимо на дне реки была яма засыпанная песком. Легковые автомобили проезжали и им ни чего, а грузовая машина провалилась. Пришлось мне собрать секретные материалы и своим ходом добираться до части. Был субботний день, в отделении никого не было, кроме дежурного - заместителя начальника отделения капитана Кудрявцева В. Он выгнал из парка Зил-131 и мы поехали вытаскивать провалившуюся машину. Все прошло удачно.

В 1977 году полевые работы 2 то проводили в Армении в районе городов Октемберян и Эчмиадзин. До района работ добирались своим ходом из Казаха через Севанский перевал и до города Октемберян.

Отличие этих работ, от прошлогодних, заключалось в том, что помимо топографических работ были запланированы и геодезические работы. Часть работ были в интересах управления Октемберянского укрепленного района (УР).

Целью геодезических работ было получение координат всех боевых сооружений и командных пунктов укреплённого района и определение дирекционных углов, вертикальных углов («углов места» по- артиллерийски) и расстояний до ориентиров на территории Турции, а также изготовление в последующем огневых планшетов. Для выполнения этих работ в отделение был придан геодезист лейтенант Шкуратов Игорь.

2-е то было расквартировано в управлении батальона УР в селе Бамбакашат, западней города Октемберян. Там стоял штаб барачного типа, казарма с солдатами батальона, куда разместили и наших солдат.

Нам выделили 2-3 «финских» щитовых домика для размещения офицеров, помещения для хранения топогеодезической техники и прочего. Первые 2 ночи мы там спать не могли: по полу, стенам и кроватях по ночам ползали фаланги - омерзительней этих тварей трудно сыскать. А потом, видимо с недосыпу, это прошло. Человек привыкает ко всему.

К этому времени на вооружении топографических частей округа поступили первые лазерные дальномеры КТД-1. Они очень помогли в выполнении этих задач, особенно в определении дальностей до ориентиров расположенных в приграничных районах и на территории Турции. Без этих приборов мы едва ли выполнили бы в срок это задание.

Помимо этих работ были и плановые топографические работы по обновлению топографических карт масштаба 1:25 000. Район съемок довольно большой от села Нор Кесария до села Маркара по государственной границе, это километров 50 и города Октемберян и Эчмиадзин.

В 1978 году на полевые работы меня прикомандировали в 3то (начальник отделения майор Шаншеров В.Д.)

Планировались работы на большой площади от города Пришиб на севере до Астары на иранской границе. Это Азербайджан. Обновление карт масштаба 1:50 000 на северные районы и 1:25 000 на приграничные. Помимо этого планировалось развитие геодезической сети на отдельные районы в интересах РВиА ЗакВО.

Отделение расположилось на базе артиллерийских частей Ленкораньской МСД в поселке Порт-Ильич, что в 2-3 километрах севернее Ленкорани. Там находилось несколько артиллерийских частей артиллерийский гаубичный полк, реактивный и ракетный дивизионы. Мы разместились на базе реактивного дивизиона. В Артполку начальником топографической службы был, ранее служивший в 50 тго, лейтенант Барщевский А. Так что «свои» люди там присутствовали.

Взаимоотношения с местным командованием поначалу не складывались, но всё стало на свои места. Все части местного военного городка кадрированные, а у нас автомобильная техника была на ходу и была возможность для оказания им помощи.

Район работ не простой. Это и приграничье, и слабая дорожная сеть - одна стоящая дорога, но она только вдоль моря.

Часть работ были так удалены от базы отделения, что пришлось выезжать целой группой расчетов и создавать «подбазу» с палаточным городком, пищеблоком и полевым автопарком. Руководил этой группой заместитель начальника отделения капитан Кудрявцев В.

К середине октября работы завершили, погрузились в эшелон и возвратились на зимние квартиры.

В 1979 году наши войска введены на территорию Афганистана, и из нашей части были переведены туда несколько офицеров из автомобильной роты. Меня назначили выполнять обязанности заместителя командира автороты по политической части. Чем я в 1979 году и занимался.

Часть офицеров отряда, в том числе 2то в 1979 году была привлечена на редемаркационные работы на советско-турецкую границу в район города Ленинакан АрмССР. Это капитан Князев Н. и лейтенант Костюшенко А. А от3то капитан Телюк И.

В 1980 году на полевые работы меня включили в группу по редемаркации советско-турецкой границы на Ахурянском водохранилище.

25 километров к юго-западу от города Ленинакан вблизи села Джрапи, было принято решение о создании Ахурянского (Арпа-Чайского) водохранилища, для дальнейшего совместного использования водных ресурсов в сельскохозяйственный целях Арменией и Турцией.

Наша задача была установить новое положение государственной границы. А так как большая территория будет затоплена водой, то надо было выставить новые пограничные столбы, которые при заполнении чаши водохранилища уходили бы под воду, а при частичном сбросе воды одновременно появлялись над водой и показывали положение государственной границы.

DSCN0183-2.jpg Пограничный столб на дне будущего водохранилища

Созданная рабочая группа возглавлялась представителями пограничных войск, а заместителем рабочей группы был назначен капитан Князев Н., также в группу входили капитан Телюк И. и я.

Под выполнение данных работ была получена новая автомобильная и топогеодезическая техника. Выдано дополнительное вещевое имущество. Провели отбор солдат привлекаемых на эти работы.

Группа размещалась на 16 пограничной заставе Ленинаканского пограничного отряда в селе Ширакаван.

Все задачи были выполнены. Для этого к нам были прикомандированы офицер инженерной службы Закавказского пограничного округа и офицер-гидрограф с Потийской военно-морской базы Черноморского Флота.

В 1981 году данные работы продолжались, но группа переместилась на 17 пограничную заставу в село Исаакян.

Все работы выполнялись в присутствии пограничного наряда, для предотвращения каких-либо неприятностей. С нашей стороны это воспринималось с одобрением т.к. сама пограничная речка Ахурян всего шириной 5-10 метров, а со стороны Турции иногда были попытки провокаций, как нам казалось на бытовой почве.

Все топографические и геодезические работы проводились параллельно нами и турецкими топографами. Периодически на совместных встречах результаты сверялись и утверждались.

По окончании работ все материалы сдавались для дальнейшей обработки в округ и Москву.

В 1982 году опять командировка по обновлению топографических карт в район поселка Горадиз, что на реке Аракс. После выполнения работ переехали в Порт-Ильич, в котором ранее я был в 1978 году. Во время выполнения работ встретились с коллегами, гражданскими топографами, из Бакинского Астрономо-геодезического предприятия. Оказалось, выполняли практически одинаковые работы на один и тот же район

Заодно меня привлекли для работ в интересах Ленкораньского пограничного отряда. Паводок смыл пограничные столбы в одном районе, и пришлось прокладывать полигонометрический ход и выставить утраченные пограничные столбы по старым координатам.

В 1983 году меня прикомандировали в 1то (начальник отделения майор Иванов Ю.Ф.)

Район работ был мне несколько знаком это окрестности города Ленинакан, поселок Анапенза, города Маралик и Талин.

В 1984 году были организованы редемаркационные работы по рекам и ручьям по государственной границе между СССР и Турцией. Это, на мой взгляд, большая работа по объему - от города Батуми на Черном море до города Арташата (это юго-восточнее Еревана).

Были сформированы две рабочие группы. Одна начала работы в районе Арташатского пограничного отряда и закончила исключительно поселка Анипенза (это последняя пограничная застава Ленинаканского пограничного отряда). Руководил топографическими работами капитан Терентьев В. Вторая группа начала работы в районе 1 пограничной заставы Сарпи, Батумского пограничного отряда, а закончили в поселке Анипенза (это последняя пограничная застава Ленинаканского пограничного отряда).

В конце работ две группы встретились. Торжественная встреча была организована в кафе «Карс» в городе Ленинакан.

Практически моя служба в 50 топогеодезическом отряде ЗакВО закончилась по причине моего перевода для дальнейшего прохождения службы в Баку.

Спасибо 50 тго, всем с кем служил и всем кого я в Казахе встретил. Это были незабываемые времена. Было не просто служить. Было не просто жить, в довольно специфическом районе. Но служить надо было, и мы служили.

В нашей части была хорошая библиотека, несколько раз в неделю в клубе «крутили» кинофильмы, была организована самодеятельность. При желании можно было посещать музеи, театры и спортивные соревнования в Тбилиси. Спасибо командирам. Они всегда шли навстречу.

Желающие организовывались на рыбалку или охоту. На праздники выезжали на природу с волейболом и шашлыками.

Так что самые хорошие воспоминания о службе в 50 тго.